Занятие на тему: «Воздух – невидимка»

(Для детей старшего возраста)

4444

ЗАДАЧИ:

  • Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.
  • Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию.
  • Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.
  • Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

 

Ход занятия:

Соц педагог: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Соц педагог: - Правильно, это воздух.

- Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)

- А где работают ученные (в лаборатории)

- А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию.

Соц педагог рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории.

Соц педагог: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

- Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)

Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос).

- Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие.

Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом.

- Ребята, а давайте с вами проведем опыты:

Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Соц педагог: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

(выходят пузырьки)

Соц педагог : - Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Соц педагог : - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

(мыльные)

Соц педагог: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)

- Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?

(нет)

Соц педагог: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Опыт 2: Что в пакете?

Соц педагог: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

- Что в нем? (он пуст)

- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.

Соц педагог: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)

Соц педагог: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

(он станет, плоским и тоненьким)

Соц педагог: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

Соц педагог: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.

- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)

Соц педагог: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

Соц педагог: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?

(Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)

Соц педагог: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

- Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

Соц педагог: - Мы сегодня с вами пытались увидить воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.

- А вы знаете как это можно сделать?

- Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

- Что происходит с воздухом? (он свистит)

- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.

Соц педагог: - Что происходит?

(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)

- Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)

Соц педагог: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?

- Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.

Соц педагог: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.

Соц педагог: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.