Алгоритм действий в условиях чрезвычайной ситуации при угрозе или осуществлении террористического акта

I. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)
1. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
Наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;
Подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
Характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета.

2. Причины, служащие поводом для опасения:
Нахождение подозрительных лиц на территории образовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;
Угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.
3. Действия:
Не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;
Воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;
Немедленно сообщить по телефону 02 об обнаружении подозрительного предмета;
Зафиксировать время и место обнаружения предмета;
Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м;
По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;
Организовать экстренную эвакуацию учащихся и персонала из здания ОУ, не сообщая, во избежание паники, об угрозе взрыва;
По прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.

II. При поступлении по телефону угрозы проведения террористического акта:
Не прерывая говорящего и не вдаваясь в панику, выслушать предполагаемого террориста и попытаться получить как можно больше информации о характере звонка;
По окончании разговора не прерывать связь;
Немедленно сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
При необходимости организовать эвакуацию учащихся и персонала согласно плану экстренной эвакуации из ОУ;
Обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т.д.

III. При захвате террористами заложников:
1. Действия администрации ОУ:
Немедленно сообщить в правоохранительные органы о ситуации, сложившейся в ОУ;
Принять меры по обеспечению беспрепятственного прохода (проезда) на территорию ОУ сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, автомобилей скорой медицинской помощи;
С прибытием сотрудников спецподразделений МВД, и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;
Не противоречить террористам, выполнять их требования, если это связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
Не провоцировать действия, которые могут повлечь за собой применение террористами оружия;
По своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.

2. Действия заложников в режиме ожидания.
Не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и вызвать человеческие жертвы;
Терпеливо переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза террористам;
Не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спокойно и по возможности миролюбиво;
Внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;
Выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
Спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать платок из сумочки или из кармана); не падать духом и при наличии удобной и безопасной возможности выйти из здания;
При ранении стараться не двигаться, сократив тем самым потерю крови;
Постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывать негативной реакции террористов (дыхательные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).

3. Действия заложников при освобождении:

При первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;
При штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками и не двигаться;
Если есть возможность – держаться подальше от проемов дверей и окон;
Ни в коем случае не бежать на встречу сотрудникам спецслужб или от них, т.к. они могут принять заложника за террориста.

4. Эвакуация пострадавших.
Эвакуация учащихся и персонала, пострадавших при совершении террористического акта, осуществляется в поликлиники и больницы с вызовом автомобилей скорой медицинской помощи и, при необходимости, другим транспортом.

Как себя вести, если ты оказался в заложниках

Став заложником, люди меняются. Сначала почти у всех возникает шок и расщепление представления о том, что же случилось. Быть этого не может! Захвата, убийств, унижения и беспомощности. Все это не со мной! Как в кино. И все-таки это именно я и другие оказались в кошмаре случившегося. Главное - не теряться. Растерянности, конечно, не избежать, но нельзя потерять разума. В этот момент у некоторых ставших заложниками как бы срывается с предохранителя пружина протеста против совершаемого насилия, взрывается тяга к спасению. Такой человек кидается бежать, даже когда это бессмысленно, бросается на террориста, борется, выхватывает у него оружие. Безрассудно взбунтовавшегося заложника террористы убивают. Их нервы давно перенапряжены подготовкой к захвату. Убивают безрассудно, даже если не хотели убийств и рассчитывали только попугать, пошантажировать захватом заложников. После первого убийства все меняется. Тяжесть преступления террористов возросла – они чувствуют себя обреченными и ожесточаются. И заложники, увидев реальную смерть, подвергаются сильнейшей психической травме. Ужас начинает рушить их психику.
Потому, если вы вдруг стали заложниками, замрите, осмотритесь. И, главное, подумайте: нет ли рядом кого-то, кто больше вас нуждается в помощи. Помогите. Если сможете, - это первый шаг к вашему спасению.
Еще один неверный шаг может сделать заложник из-за известной психиатрам иллюзии помилования. Как вспышка, в вашем сознании может возникнуть представление, что все плохое вот-вот пройдет. Надо только «помириться» с террористами, уговорить их, слезами взывать к их доброте. Увы, это не так. Террористы, даже если они из того же общества, что и вы, уже живут не в вашем мире, у них теперь иная жизнь. Они обрекли и себя, и вас на падение в бездну. Их остановит только насилие. Мольбы к ним могут стать вашим первым шагом к пособничеству преступникам, к предательству интересов других заложников, к распаду вашей личности.
У заложников с первых дней начинается адаптация - приспособление к, мягко говоря, свалившимся на них «неудобствам». У адаптации есть «цена»: нарушение душевные и телесные. Что-то нарушается сразу, многое может нарушиться потом. Вскоре притупляются ощущения и переживания. То, что возмущало или приводило в отчаяние, будет отскакивать от отупелого состояния, как от брони, нарастающей и защищающей заложника. И еще – более примитивными становятся его интересы и поведение: спрятаться, поесть, поспать. Главное при этом – не утратить человеческого облика. Как удержаться? Помогать хоть кому-нибудь, хоть в чем-либо, а не только самому себе. Те, у кого, на горе им, в заложники с ними попадали их дети или близкие люди, спасены от распада души, от потери человеческого лица. Им надо заботиться не только о себе, но ценой этого «спасения» могут стать болезни стресса, растянувшиеся на многие годы.
Чего не удастся избежать заложникам – это апатичности и агрессивности, возникающих у них довольно скоро. Если условия содержания суровы, то уже через несколько часов кто-то из заложников начинает злобно вспыхивать, ругаться с соседями. Такая агрессия помогает «сбрасывать» эмоциональное перенапряжение, но вместе с тем истощает человека. Не «увлекайтесь» своей вдруг пробудившейся агрессивно-командирской или строго наставнической горячностью, осознайте, что она – отвлечение себя от страха.
Многие впадают в апатию. Это тоже «уход» от эмоций страха и отчаяния. У одних реже, у других чаще апатия прерывается вспышками беспомощной агрессивности. Полностью этого не избежать.
Избежать надо пробуждение своего садизма, стремления, казалось бы, в праведном гневе наказать кого-либо слабого, глупого, заболевшего. Садизм заразен, особенно если вся атмосфера пронизана садизмом террора.
У заложников под дулом пистолетов, при постоянной угрозе жизни могут развиться шизофренические явления. Им может мерещиться, что оказавшиеся рядом давно умершие родственники пришли на помощь, они могут слышать звука вроде бы начавшегося штурма освободителей. Не бойтесь – вы не сошли с ума. Это пройдет не позже чем через две недели после освобождения. Дождитесь его. Не теряйте надежды, наделяйте ею других.
Среди заложников много мятущихся в своем прилюдном одиночестве. Таких 30-50%. Морально подавлены, психически оглушены. Их страдания заглушает все прочие чувства, мешает общению. У таких заложников монотонность тягостного переживания страха и беспомощности может сопровождаться шизоидными явлениями. Чем дольше, сильнее, трагичнее давление экстремальных обстоятельств, тем глубже психическое изнурение.
Некоторые люди, чем дольше находятся в заложниках, тем сильнее сближаются с захватившими их террористами. Постепенно они начинают ощущать как бы родственную близость с захватившими их террористами, разделяя с ними их переживания и даже неприязнь к спасателям. Эти заложники и после освобождения сочувствуют захватчикам, защищаю их, арестованных. Опасность, общая для террористов и удерживаемых ими заложников, сплачивает, «роднит» одних с другими. Легковесным политикам и судебным следователям бывшие заложники начинают казаться «пособниками» захватчиков-террористов.
Многие из заложников после освобождения нуждаются в психологической помощи, а часто и в лечении душевных и телесных расстройств.


Л. Ктаев-Смык, врач-психолог

Как выжить, если ты оказался в заложниках? Алгоритм выживания.

Советы Андрея Ильина, эксперта по выживанию, автора книг по этой проблеме:
1. Лучше испачкаться грязью, чем кровью. Это армейский принцип. Ни одна акция по захвату заложников не обходится без предварительных приготовлений. Их-то и можно заметить, хотя бы на подсознательном уровне. У террористов меняются поведение, мимика, тембр голоса и порой даже запах. Потенциальные заложники могут заметить какие-то передвижения по залу. На эти вещи нужно обратить внимание и сделать соответствующие выводы. К сожалению, люди боятся показаться смешными. А поэтому отметают от себя сигналы потенциальной опасности.
При захвате на Дубровке именно так и было. Заложники, находившиеся в партере, признавались, что заметили какое-то передвижение по залу, «что-то происходило». Но никто из них не насторожился. А после первых минут захвата многие не хотели верить в него, и мало кто использовал свой шанс убежать и спастись. Кого-то в зале держало обыкновенное любопытство – а что же будет дальше?
2. Нужно отключить эмоции. С момента захвата у вас должна быть одна цель – спастись. Хоть это и нелегко, нужно отбросить эмоции и реально оценить ситуацию. Главное – не поддаваться панике и унынию. Помните, в первую очередь террористы уничтожают паникёров и истеричек. Если совладать с собой сложно, придумайте для себя какое-нибудь занятие. Например, отмечайте действия террористов, кто во что одет и т.д.
Выдержать огромный стресс смогли не все. У одного мужчины случилась истерика. Он бросился бежать. Террористы застрелили его и ранили еще двоих. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, многие рассказывали о себе и своих семьях. А одна молодая женщина до сих пор уверена, что выжить ей удалось только благодаря тому, что на протяжении почти 4 суток она отвинчивала номерок от театрального кресла…
3. Станьте незаметным. После того как вам удалось взять себя в руки, начинайте активно себя спасать. Для этой цели хорошо раствориться в толпе. Станьте как все. Если у вас яркая одежда – снимите ее, если вы высокий ростом – пригнитесь. После этого можно устанавливать контакт с окружающими людьми. Если сосед начинает вести себя неадекватно, постарайтесь его успокоить, вплоть до рукоприкладства. Его истерика – это источник опасности для вашей жизни. С террористами нужно вести себя максимально нейтрально и благожелательно. Самому ни о чем не спрашивать, а когда спрашивают, отвечать четко и ясно. Помните, что многие не любят, когда им смотрят прямо в глаза, сочтя это за вызов. Движения должны быть медленными и плавными. Если вы хотите достать что-то из карманов – лучше это проговорить. Иначе могут подумать, что вы полезли за оружием. И помните, заложник – это человек вне общепринятых норм. Если вам не разрешают выйти в туалет – лучше сходите прямо на месте, чем лишний раз просить разрешения у террористов.
4. Режиссируйте штурм. Понятно, что штурм рано или поздно будет. Возможно будут жертвы. Вам важно не попасть в их число. Все ваши мысли должны быть направлены на то, чтобы уцелеть. Как вас могут освободить? Может, взорвут стену. Тогда нужно по возможности переместиться на безопасное расстояние от всех стен. Возможен пожар. Лучше избавиться от синтетической одежды и уж тем более колготок, иначе 100%-ный ожог гарантирован. Если начнется пожар – будет паника. Причем надо попытаться рассчитать и запомнить свой путь, чтобы не растеряться, когда потухнет свет. Нужно вспомнить, где выход. Ребенка посадить на плечи, чтобы не затоптали. А может, применяя газ. Снимите с себя белье и положите в карман. Перед началом намочите и положите на лицо. Наверняка будут стрелять. Наметьте себе безопасное место и продумайте как вы туда доберетесь. Поговорите с соседями, есть ли у них хлопчатобумажное белье или одежда. Разорвите ее на бинты. Снимите ремень и засуньте в карман. Если ранят вас или соседа – это станет жгутом, который может спасти жизнь.
При штурме выжили в основном те, кто не спал. Многие заложники утверждают: они чувствовали, что именно в эту ночь будет операция по освобождению. Некоторые договорились с соседом о дежурстве – часть ночи спит один, дежурит другой и наоборот. Многие догадались сделать себе маски из ткани, сумок, свитеров.
5. Не бросайтесь на шею спецназу. И вот – штурм. Вы видите освободителей. В пылу боя вас могут перепутать с противником, поэтому дождитесь, пока стихнет пальба, и лишь потом смело выражайте свою благодарность. Стоит также помочь им, рассказать, где и в каких количествах могут находится другие заложники.

ИНСТРУКЦИЯ
по действиям должностных лиц учреждений при угрозе или совершении террористического акта

А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
• ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио – видео наблюдения и сигнализации);
• ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
• тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
• проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
• разработать план эвакуации персонала и пострадавших;
• подготовить средства оповещения;
• определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности учреждения при эвакуации;
• четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;
• организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
• организовать места парковки автомобилей не ближе 50 м от мест скопления людей;
• подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
• освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;
• обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора,
• контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
• довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
б) Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ):
Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
• наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
• подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
• от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.
Причины, служащие поводом для опасения:
• нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
• угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия:
1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радио связи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
3. Зафиксировать время и место обнаружения.
4. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
5. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
6. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
7. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения.
8. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
9. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
10. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
11. Проинструктировать персонал учреждения о том, что разрешается принимать на хранение от посторонних лиц какие – либо предметы и вещи.
12. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.
Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мину, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, веревочки, изоляционная лента скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.
При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), и вести наблюдение.
Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
• инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.
После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего абонента. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор, Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.
При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с "Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера" (приложение 2);
• своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.
б) Действия при получении телефонного сообщения:
• реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
• сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
• при необходимости эвакуировать посетителей и работников согласно плану эвакуации;
• обеспечить беспрепятственную работу оперативно – следственной группы, кинологов и т. д.;
• обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.
Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва
Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего абонента. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.
Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.
Примерные вопросы:
1. Когда может быть проведен взрыв?
2. Где заложено взрывное устройство?
3 Что оно из себя представляет?
4. Как оно выглядит внешне?
5. Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
6. Для чего заложено взрывное устройство?
7. Каковы ваши требования?
8. Вы один или с вами есть еще кто-либо?
В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде
Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.).
При этом необходимо четко соблюдение персоналом учреждения правил обращения с анонимными материалами, изложенными в приложении3.
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
• тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
• особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п., в том числе и рекламные проспекты.
Цель проверки – не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.
Г. При захвате террористами заложников
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.
Кроме этого, персонал учреждения должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Все это поможет, в какой то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении учреждения.
б) Действия при захвате заложников:
• о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю органа управления по указанным телефонам;
• по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
• при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
• не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
• обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
• с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.
Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам учреждений по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характере деятельности учреждения руководителем учреждения совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкции, План действий по обеспечению безопасности сотрудников учреждения.

Приложение 1.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцеплении при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство
Граната РГД-5 не менее 50 м
Граната Ф-1 не менее 200 м
Тротиловая шашка массой 200 г 45 м
Тротиловая шашка массой 400 г 55 м
Пивная банка 0,33 л 60 м
Мина МОН-50 85 м
Чемодан (кейс) 230 м
Дорожный чемодан 350 м
Автомобиль типа "Жигули" 460 м
Автомобиль типа "Волга" 580 м
Микроавтобус 920 м
Грузовая автомашина (фургон) 1240м

Приложение 2
О порядке приема сообщений, содержащих террористического характера, по телефону
Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:
• голос: громкий (тихий), низкий (высокий);
• темп речи: быстрая (медленная);
• произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;
• манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле - или радиоаппаратуры, голоса и другое).
Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
• куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
• какие конкретные требования он (она) выдвигает?
• выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
• на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
• как и когда с ним (с ней) можно связаться?
• кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет - немедленно по его окончании.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.
При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
Приложение 3

Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера
При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку ничего не выбрасывайте.
Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.
При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Телефоны экстренной помощи
Единая диспетчерская служба ЧС 01
УВД 02, Скорая помощь 03
ФСБ МЧС

Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях
Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.
Что же такое психологическая готовность? М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [34] выделяют:
1. Общая, заблаговременная, длительная психологическая готовность, представляющая собой ранее приобретенные установки, знания, умения, навыки, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.
2. Временная, ситуативная психологическая готовность — состояние готовности к выполнению текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, созда¬ние психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность — это динамичное целостное состоя¬ние личности, внутренняя настроенность на определенное пове¬дение, мобилизованность всех сил на активные и целесообраз¬ные действия.
Поведение человека в экстремальных условиях профессиональной деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.
Общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
1. Мотивационные (потребность успешно выполнить поставлен¬ную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успе¬ха и показать себя с лучшей стороны);
2. Познавательные (по¬нимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
3. Эмоциональные (чувство ответственности, уве¬ренность в успехе, воодушевление);
4. Волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Психологи подробно рассматривают пути создания общей и си¬туативной готовности.
Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, нали¬чия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибоч¬ным действиям, является именно неполнота информации. Нуж¬на предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать преж¬ний опыт для успешных действий в условиях неполной инфор¬мации, формирующие способность переключения с одной уста¬новки на другую и способность к прогнозированию и предвосхи¬щению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.
Предупредить скованность, связанную с переоценкой возник¬шего усложнения, помогает планирование своих действий: вооб¬ражаемое их «проигрывание», предварительная обработка воз¬можных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе плоть до аварийных.
У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мыс¬ли, представления, впечатления и блокировать или ограничи¬вать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодоле¬вать напряженность, более правильно использовать свои зна¬ния, умения и навыки.
Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов, являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чув¬ство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий),
самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвав¬ших ее причин),
отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация внимания не на исходе дела, а на тех¬нике решения задачи, тактических приемах); устранение внешних признаков эмоциональной напряжен¬ности.
Приемы формирования психологической готов¬ности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И не случайно: создание состояния готовности к деятельности прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабо используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.
Основные факторы, влияющие на эффективность трудовой деятельности:
1. Субъективные факторы:
а) состояние работающего человека;
б) уровень подготовленности;
в) профессионально важные качества — ПВК;
г) мотивация работника.
2. Объективные факторы (определяемые самой деятельностью и профессиональной средой):
а) организация деятельности и рабочего места;
б) санитарно-гигиенические (освещенность; вредные вещества; микроклимат — температура, влажность, скорость движения воздуха; механические колебания — вибрация, шум, ультразвук; излучения; атмосферное давление; профессиональные инфекции и биологические агенты);
в) психофизиологические (физическая нагрузка; рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха — внутрисменный, суточный, недельный, годовой; травмоопасность);
г) эстетические;
д) социально-психологические (сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе).

Профилактика экстремизма и терроризма

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение.
Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Можно, в частности, предложить следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде:
Первое - проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
Второе - воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. И у каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких - либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
Третье - совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.
Четвертое - повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи.
Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия.
Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.
Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов.
Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.
В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремисткие и террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет.
Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т.д.
Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремисткими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия.
Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов и бандподполий является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. Основная категория обучающихся - молодые люди в возрасте 20-25 лет.
Для противодействия этим негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям:
информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.);
пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере); контрпропагандистское (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы);
идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);
организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений традиционной конструктивной, в том числе антитеррористической, направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слётов, «круглых столов», конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.);
образовательное направление (создание системы подготовки специалистов, в том числе из числа гражданских лиц, в области информационного противодействия терроризму).
Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне.
________________________________________
Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе - несовершеннолетние лица 14-18 лет.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.
Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.
Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. 13 Федерального Закона "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т.п.
Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:
во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
это обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.);
это криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.);
это изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);
это проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций). Это - рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);
это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
это использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
это использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.
На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий.